main page  mail  site map
Русский / Українською   

News

Yevhen STANKOVYCH: SIMPLE REFLECTIONS IN ANNIVERSARY YEAR

19 сентября 2012 года исполнилось 70 лет композитору Евгению Станковичу. Друзья композитора встретились с ним, чтобы узнать, его настроение по поводу этого торжественного события. Ниже некоторые мысли маэстро о композиторском творчестве, прозвучавшие в этой беседе.

ОБ ОТНОШЕНИИ К ЖИЗНИ

 

Евгению СТАНКОВИЧУ - 70

 

Нужно оставаться оптимистом. Истина заключается в том, что сама психика человека устроена так, что каждый день он продолжает надеяться на лучшее и ожидать каких-то позитивных изменений. До последнего момента, до издыхания человек не теряет надежду.

О СВОБОДЕ ТВОРЧЕСТВА

Музыканту, в сущности, по барабану, кто там находится наверху. Никакое правительство и никакой президент не помогут композитору сочинять. Есть, конечно, факторы социальные и бытовые. Игорь Стравинский, давая советы молодым авторам, хорошо сказал, что для того, чтобы заниматься любимым делом, неплохо сначала заработать несколько миллионов. Конечно, всегда были и, наверное, будут страстные фанатики своей идеи, люди не от мира сего, готовые всем пожертвовать ради своего искусства и абстрагироваться от всего сущего. Но они все-таки исключение. Дело не только в материальной обеспеченности, которая гарантирует, скажем, независимость от службы и поденщины. Но ведь мы зависимы и от людей — ближних и дальних, например, музыкантов, которые будут играть твою музыку.

О СОВРЕМЕННОСТИ МУЗЫКИ

Конечно, мы все связаны со своим временем. Ты дышишь этим воздухом, хочешь ты этого или нет. Тот же Стравинский когда-то мудро заметил, что современная музыка — это та, которая написана сейчас, в этом времени. Есть даже такое понятие, как интонация эпохи, и по музыке Прокофьева или Шостаковича, Баха или Моцарта можно их эпоху не просто представить, но и изучать. Слушаешь Моцарта – это один мир, включаешь, например, Шенберга – это совсем другой мир. Музыка как бы фиксирует изменения общественного мировоззрения. При этом, я считаю, что в ней, как и вообще в искусстве, нет никакого развития, а просто происходит накопление. Искусство в состоянии возрождаться само по себе, снова и снова.

О КРИЗИСАХ В ИСКУССТВЕ

В музыке не может быть застоя – он у людей в головах. А музыка – это такая вещь: как ее сделаешь, такая она и будет. Просто бывают времена, когда общество бурлит, в нем происходит брожение и столкновение идей, а случаются периоды затишья и усталости. В них, однако, все равно аккумулируется энергия для нового толчка. Есть чувствительные люди, которые такие моменты пауз воспринимают панически, твердят, что все вокруг деградирует. Но ведь примитивное всегда ведет себя более агрессивно, а потому и заметнее. Сегодня, в эпоху интернета, появления новых систем коммуникаций, диктате медиа, возникает ощущение, что размываются любые эстетические каноны и принципы художественной идеологии. Высокое и низкое соседствуют бок о бок, на равных, и нет авторитета, который посмеет заявить — вот это хорошо, а это плохо. Сейчас каждый сам себе комментатор. Субъективно, с высоты возраста, кажется, что мир невероятно замусорен. И духовная составляющая в нем ужасно слаба. А ведь без духовности мы – нуль, животные, звери. Вот и этот застой нынешний – преходящее явление, хотя о том, что будет дальше, я не берусь судить. Но знаю, что обязательно придут люди, которые будут уничтожать то, что было до них. И все делать по-своему. Это закон природы.

О ТОЛЕРАНТНОСТИ

Музыка никому вреда не приносит. Сознание разрушает не музыка, а децибелы. Я очень хорошо отношусь к любой музыке, не зависимо от того нравится она мне или нет. Личное мнение имею, но оно — не безапелляционно.

О ТВОРЧЕСКОЙ ХАРИЗМЕ

Еще раз процитирую Стравинского, говорившего, что у каждого композитора есть свои родимые пятна. Даже если я захочу стилизовать другого автора, все равно от своего нутра не отойду. Конечно, узнаваемость манеры композитора — это его достижение. Есть очень талантливые композиторы, которые как бы не имеют своей харизмы. А вот Шостаковича или Прокофьева узнаешь по двум нотам. Так, как мы отличаем человека по голосу. Конечно, приятно, что твою музыку узнают на слух, даже не зная, что это именно ты ее написал. Значит, твой голос, действительно, не путают ни с каким другим.

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Почти никогда нельзя объяснить, как появляется музыка. Тут нет никаких универсальных правил. Это может быть связано с каким-то духовным стрессом, с какой-то неожиданностью, даже с какой-то нелепостью. Самым важным остается индивидуальность самого автора, его психика, реакции его организма. С каждым человеком рождается новый мир, и дар его, наверное, от Бога. А вот как с этим даром обходиться, как его развивать, зависит от нас самих. Иной человек что-то начинает понимать о себе, когда сил реализоваться у него уже нет. И в этом тоже одна из трагедий почти каждого человека.

О ВДОХНОВЕНИИ И РЕМЕСЛЕ

Конечно, без ремесла никакое дело не сладишь. Хотя я не знаю композиторов, которые бы пользовались только ремеслом. Оно ничем не поможет, если уходит вдохновение. Россини сорок лет не писал музыку, а Верди на склоне лет сочинил, после огромной паузы, гениального «Отелло». Думаю, к нему вернулось вдохновение. Настоящую музыку невозможно высидеть. Это, как раньше говорили, Божья ласка для человека. Без вдохновения любые знания пусты. От природы в композиторе должна быть не просто предрасположенность, но страсть к сочинительству. Неукротимое желание передать свое видение мира. Хотя, как и откуда появляется музыка, я понять до сих пор не могу.

О СМЕНЕ СТИЛЕЙ

То, что родилось, должно умереть. Это закон. Какое направление выжило? Да никакое. Классицизм ушел? Ушел. Романтизм ушел? Ушел. Неоклассицизм ушел, соцреализм тоже ушел. Уйдет и авангард. От любого направления остаются единичные произведения. Ведь и в эпоху Баха десятки его коллег писали фуги… Но процесс не остановится. Будет снова все меситься и рождаться из этой «колотнечі несусвітної», как говорил покойный Александр Билаш, что-то новое.

О СЕБЕ

Признаюсь честно, свое творчество я не делю ни на какие периоды, и «эпохальных» произведений в нем не выделяю. Я ни от одного своего сочинения не отказываюсь. Я начинал с авангарда, притом довольно радикального, много им занимался и изучал его, потому что мне это было интересно. Потом этот интерес угас. Просто тогда я писал так, а сейчас делаю иначе. А многое, из того, что сочинял раньше, даже повторить не могу. Сошлюсь в очередной раз на Стравинского, который однажды сказал, что, мол, в музыке мной всегда руководили личностные аппетиты. Я думаю, что нет более точного определения для композиторской работы. По крайней мере, мне такой подход очень близок. Как, кстати, и еще одна его мысль — о том, что задача композитора – ремонтировать старые корабли. Это очень важно, это как бы притягивание того, что было до тебя, способ удержаться в духовном мире. Думаю, этот принцип может быть более эффективным в творческой деятельности, чем постоянный поиск нового. Сама по себе новизна не может быть самоцелью. А вот самореализация — иное дело. И в этом смысле, считаю, что как композитор я себя еще абсолютно не израсходовал. Иногда мне кажется, что я вообще еще не начинал. Хотя и не уверен, кончу ли. Возраст, конечно, уже дает о себе знать. И зависимость от общества давит. Я не исчисляю свое бытие на этой земле тем, что я приобрел или заработал. Счастье для меня — в моей скромной деятельности. Всегда, даже возглавляя Союз композиторов Украины, я жил творчески очень замкнуто, эдаким кустарем-одиночкой. Но я искренне горжусь тем, что те сочинения, которые я написал 20, 30, 40 лет назад, звучат и сегодня. Радуюсь, что играют их гораздо лучше. А еще тому, что получаю предложения от молодых музыкантов писать для них. Значит, я нахожусь в процессе. И, поверьте, не собираюсь останавливаться.

К юбилею Евгения Станковича было приурочено множество концертов и фестивалей, которые прошли в Украине и далеко за ее пределами. В апреле в Киеве состоялся I Международный инструментальный конкурс Евгения Станковича. На родине композитора, в Закарпатье, в городе Ужгороде, 7 ноября прошел фестиваль «Музыкальный мир Евгения Станковича».

Юбилей композитора был отмечен в Техасе (США) на фестивале Украинской камерной музыки и концертом в Нью-Йорке.

Париж отметил юбилей Евгения Станковича 2 ноября авторским концертом сочинений для флейты на Французской флейтовой конвенции.

В Киеве в рамках событий, посвященных юбилею композитора, киевляне и гости города побывали на балете Евгения Станковича "Ночь перед Рождеством" в Национальном театре оперы и балета Украины 22 сентября и на концертном исполнении фольк-оперы "Когда цветет папоротник" в Национальной филармонии Украины 24 сентября 2012 года.

Многая лета, Маэстро!

 

С мэтром общались СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ и ВАЛЕРИЙ ЖИТИНСКИЙ

Фото Игоря Галана

 

далееИсполнение "Цвета папоротника" станет для меня подарком...
   Наталия Семененко, «День», №167, среда, 19 сентября 2012

далееСобытия 2011

далееЕвгений СТАНКОВИЧ: Всегда будут идти вместе большая сложность и большая простота 
   Юлия Бентя, «День», №210-211, пятница, 18 ноября 2011

далееСамый фантастический проект сезона
   Наталия Иващенко

далееЖизель... юрского периода
   Елена Дьячкова, «День», №230, среда, 15 декабря 2010

далееНовая опера Евгения Станковича: опыт первых исполнений
   Корчевая Елена Александровна

далееСтанкович, легенда о княгине Ольге 
   Анна Веселовская, «Зеркало недели» №27, 17 июля 2010

далееWissam Boustany, CD Recordings

to index


© 2002 LEMMA Ltd.
© 2002 IT-Consulting